Представитель регионального воронежского отделения партии "РОДИНА" Евгений Ершов не один год занимался исследованием авиакатастроф. Он рассказал соратником о своем отношении к случившемуся.
- Евгений, каковы возможные причины катастрофы?
- Однозначного ответа вам не сейчас даст никто. Более того, если вы услышите "стопроцентное мнение" сейчас – скорее всего, это шарлатан, работающий на привлечение внимания. Как вы знаете, на месте работает бригада специалистов, которая и сделает вывод. Традиционно в таких случаях рассматривают четыре версии: отказ техники, человеческий фактор (ошибку пилотов), погодные условия и теракт. Но теракт наименее вероятен, хотя окончательно это будет известно после расшифровки самописцев и анализа деталей самолета на наличие следов взрывчатых веществ.
- Почему версию теракта сразу исключили, как и в катастрофе в Египте?
- Как раз в Египте эту версию не исключали – специалисты работали по ней наряду с остальными, другое дело, что в СМИ это не освещалось по особым соображениям. Почему в этот раз теракт маловероятен? Дело в том, что борт RA-85572 – не обычный рейс. Это самолет Минобороны - например, мало кто знал, что он вообще будет использовать аэропорт Адлер для дозаправки. Более того, насколько мне известно, само решение о промежуточной посадке было принято не заблаговременно. Как вы понимаете, заложить взрывное устройство или спланировать внешнее воздействие гораздо проще в случае с обычным рейсом. Единственный вариант – это попадание на борт взрывного устройства с гуманитарным грузом, но тоже маловероятно – груз досмотрели и проверили.
- Так почему же самолет мог упасть?
- Почти в ста процентах авиакатастроф, которые я исследовал, причиной послужил не один фактор, а сочетание как минимум двух. Только отказ техники не приводит к таким последствиям – может произойти авиапроисшествие, авария, но не катастрофа. Все системы воздушного судна дублируются. В данном случае мало кто огласил, что сам аэропорт Адлер считается у летчиков одним из самых опасных. В рейтингах он находится в десятке с конца по удобству захода на посадку. Кроме того, близость гор в сочетании с воздушными морскими потоками приводит к дополнительным сложностям. Наверное, вы не в курсе, что буквально месяц назад в этом районе тоже разбился вертолет Eurocopter AS-350 B3– погибли два человека. Однако нет сведений, что в районе была нелетная погода – по моим данным там были ПМУ (простые метеосусловия). По топливу тоже вопросов быть не может – керосин в самолет заливали тот же, что и для самолетов президентского авиаотряда.
- Но по сведениям СМИ пилоты не передавали никаких сигналов о неисправностях…
- Да, это так. Я вчера прослушал запись последних переговоров экипажа Ту-154 с диспетчерами. Все было спокойно, взлет был разрешен. Однако надо понимать, что двигатели воздушного судна в момент взлета работают в критических условиях – режим так и называется "взлетный". Поэтому вероятность отказа возрастает, и времени отреагировать на критическую ситуацию у КВС и второго пилота гораздо меньше. Счет идет на секунды, и ошибку при взлете исправить не всегда удается. Полагаю, здесь в сочетании с другим фактором, и надо ожидать разгадку причин - более 80 процентов авиакатастроф происходит на этапе взлета и посадки.
Региональное отделение партии "РОДИНА" в Воронежской области присоединяется к соболезнованиям в адрес родных и близких жертв катастрофы. Сегодня всероссийский траур. Фотография под материалом из личного архива спикера, сделана задолго до катастрофы.