Лидер регионального отделения партии "РОДИНА" Вячеслав Илюхин обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Минздрава Новосибирской области.
Поводом для обращения в высший надзорный орган по соблюдению законодательства РФ послужили многочисленные жалобы населения на проблемы с обеспечением жизненно важными лекарственными препаратами и медицинскими услугами.
В 2016 г. инсулинозависимые пациенты стали обращаться с жалобами в органы здравоохранения на то, что лекарственное средство "Хумалог", которое они получают по льготным рецептам, не оказывает должного терапевтического воздействия. Более того, в результате применения данного препарата ряду пациентов был нанесен вред здоровью.
Однако Министерством здравоохранения Новосибирской области не было принято должных мер в отношении оборота данного препарата в аптечной сети.
После обращения граждан в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) был получен ответ о том, что указанный препарат не соответствует требованиям нормативной документации по показателю "Количественное определение инсулина лизпро".
Иными словами, в указанном препарате под торговым наименованием "Хумалог" содержалось активного вещества меньше, чем это предусмотрено нормативными документами.
1 февраля 2017 года руководитель Росздравнадзора М. А. Мурашко предупредил территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинские организации, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, предписал "разработать и согласовать с Росздравнадзором программу мероприятий по предотвращению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан".
В результате поставок препарата, не соответствующего требованиям нормативной документации, бюджет Новосибирской области понес дополнительные расходы на приобретение эффективного лекарственного средства. Администрацией Новосибирской области претензии к первичному поставщику некачественного препарата до настоящего времени не предъявлены.
Весь объем инсулина приобретался посредством размещения большого количества лотов в интересах одного поставщика – ЗАО "Ланцет". Более того, есть основания утверждать, что инсулин закупался по более высоким ценам, чем сложившиеся на рынке. Согласно мониторингу, проведенному представителями общественных организаций, средняя цена инсулина в Новосибирске составляет 769,27 руб. и продолжает расти, в то время как средняя цена данного препарата по Сибирскому федеральному округу 698 руб.
Анализ закупок лекарственных препаратов позволяет предполагать наличие систематических злоупотреблений полномочиями со стороны руководства Минздрава Новосибирской области в интересах определенных лиц. Так, при анализе закупок было обнаружено, что более 10 лотов совместно с прочими лекарственными препаратами содержат препарат «Бусерилин». Министерство здравоохранения Новосибирской области отказалось от разовой покупки данного препарата и распределило его покупку в небольших количествах в разных лотах, тем самым обеспечив победу на аукционах конкретному поставщику, обладающему эксклюзивными правами на поставку препарата (в нарушение ст. 8 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Распространенной практикой является размещение заказов, в которых не детализируются объекты закупки, их назначение, функциональные, технические и качественные характеристики, не обоснована цена. Несоответствие цен выявлено на поставку шприцев, поставку изделий медицинского назначения:
Кроме того, в Новосибирской области нарушается право на своевременное получение жизненно необходимых препаратов. Сложился порядок, когда препараты выдаются 1 раз в месяц, а рецепт на льготное приобретение лекарства принимается аптеками в течение 3 дней с момента его выдачи в нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания". Кроме того, за последние 2 года сократилось количество пунктов выдачи льготных лекарственных препаратов со 121 до 77, что вместе с ограничением сроков действия рецепта создает очереди и в отдельных случаях делает невозможным своевременное приобретение жизненно важного препарата.
В общественную приемную партии "РОДИНА" поступают жалобы пациентов на качество оказания медицинских услуг и состояние инфраструктуры медучреждений Новосибирска и Новосибирской области. Так, большой общественный резонанс получил факт оказания некачественных услуг в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница №1". Пульмонологическое отделение данного учреждения находится в аварийном состоянии: не работают ванные и душевые комнаты, больные размещаются в коридорах, отсутствует необходимое медицинское оборудование (ингаляторы в необходимом количестве), а сокращение ставок медицинского персонала привело к затруднениям при оказании медицинской помощи. После публикации данных фактов в СМИ и обращения партии "РОДИНА" в Минздрав Новосибирской области были приняты косметические меры, неспособные кардинально повлиять на улучшение качества оказания медицинских услуг.
По сообщениям, поступающим в общественную приемную партии "РОДИНА", подобная ситуация сложилась в больницах №№ 11, 34 Новосибирска, а также в Барабинской, Венгеровской и Чановской районных больницах области.
Из приведенных выше примеров формируется мнение, что в Министерстве здравоохранения Новосибирской области утеряна управляемость подведомственными учреждениями, допускается неэффективное расходование бюджетных средств на приобретение лекарственных препаратов, ремонт и содержание учреждений здравоохранения области (за что ст. 285.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность), что приводит к снижению качества оказываемых медицинских услуг и их доступности для населения.
В связи с высоким общественным резонансом региональное отделение партии "РОДИНА" по Новосибирской области просит Генерального прокурора РФ Юрия Чайку назначить комплексную проверку деятельности Минздрава Новосибирской области и принять меры прокурорского реагирования.