Улучшение инвестиционного климата является одной из важнейших задач для российской экономики. Об этом неустанно пишут российские и зарубежные эксперты, много говорят государственные руководители. Важность решения этой задачи особо подчеркивается на авторитетных экономических форумах. Однако не стоит забывать о том, что инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин, и меры по улучшению инвестиционного климата требуют детальной проработки и совершенствования.
21 февраля 2017 года в Воронежской области состоялось очередное заседание Штаба по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в регионе. На мероприятии рабочая группа рассмотрела следующие вопросы:
* О целевых моделях, разработанных на основе лучших региональных практик.
* О порядке разработки и утверждения "дорожных карт" Воронежской области по внедрению целевых моделей (в соответствии с п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации 12.11.2016 № Пр-2347ГС).
По итогам заседания Штаба принято решение в виде следующих поручений:
* Предоставить в Департамент экономического развития области подтверждение профиля региона для реализации целевой модели или предложения по изменению профиля для направления в Агентство стратегических инициатив.
* Разработать и предоставить в Департамент экономического развития области дорожные карты по реализации целевых моделей в соответствии с определёнными по каждой модели факторами.
* Представить в Департамент экономического развития области дорожные карты по реализации мероприятий по достижению наилучших значений показателей Национального рейтинга на 2017 год.
* Предоставить в Департамент экономического развития области отчет о выполнении дорожной карты и достижения ключевых значений показателей Национального рейтинга Воронежской области за 2016 год.
По мнению руководителя регионального отделения партии "РОДИНА" в Воронежской области Наталии Антиповой, любой организационный процесс предполагает отработку четкого механизма для его реализации. На заседании была предложена целевая модель по определению показателей, достижение которых обеспечит благоприятную деловую среду и комфортные условия ведения бизнеса в регионе.
Хотелось бы отметить, что даже самые эффективные модели не смогут эффективно функционировать, если не будет единого подхода, прозрачности и доступности для всех участников. Мы уже не раз говорили о том, что чем больше в процессах бюрократии, тем больше коррупционная составляющая. В Воронеже, как и во всех регионах, появился "просто бизнес" по участию в тендерах: различные структуры за снятие себя с участия в конкурсах предлагают лидерам данных тендеров выплатить им вознаграждение. Безусловно, подобные прецеденты мешают поддерживать здоровый экономический климат в регионе.
Еще одной важной проблемой развития малого и среднего бизнеса является увеличение налогового бремени, снижение доступности к заемным средствам, а также отсутствие льгот для бизнеса в различных сферах экономики. Хотя, следует отметить, что в Воронежской области для улучшения ситуации создан портал по улучшению делового климата, который по сути является коммуникационной площадкой для предпринимателей и заинтересованных граждан. Там люди в режиме реального времени могут сообщать о факторах, мешающих или, наоборот, способствующих развитию деловой активности в регионе, обмениваться мнениями, предлагать механизмы реализации предложений.