В России государство обязано строить и поддерживать в хорошем состоянии автодороги в городах и за их пределами. Каждый гражданин платит налоги, которые идут в том числе и на эти цели. Согласно законодательству, коммерческие структуры могут строить и эксплуатировать отдельные платные участки автодорог, если существует бесплатная альтернатива (впрочем, тоже оплаченная из наших налогов).
Однако, мы понимаем, что бизнесмены руководствуются только возможностью получения прибыли. Им выгодно брать на себя содержание только дорог с большим трафиком, как, например, трассы М4 или М11. При этом коммерсанты, зачастую, «перегибают палку», как это произошло на головном участке трассы М11 (Москва - Санкт-Петербург). После введения в строй платных участков цена проезда по ним составила в будние дни 350 рублей (до Зеленограда) и 500 рублей (до Солнечногорска). В результате по этим участкам почти никто не ездил – не по карману. Президент России Владимир Путин, ознакомившись ситуацией, резко осудил тарифы. Там их снизили на треть, но теперь автомобилисты каждого российского города могут столкнуться с невозможностью проехать бесплатно.
Самый большой трафик – в крупных городах, в том числе в Воронеже. По принятому Госдумой в первом чтении с подачи Минтранса закону, каждый мэр или глава муниципального образования может вдруг установить свои тарифы на проезд по дорогам своего населенного пункта. Председатель Всероссийской партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев подверг закон критике, однако большинство депутатов не вернули эту антинародную инициативу назад чиновникам.
Представитель воронежского регионального отделения партии «Родина» встречался с ответсвенными лицами на тему платных участков на трассе М4 «Дон». Высокопоставленный функционер компании-оператора с упоением рассказывал, что в Европе и Канаде, где он «вкусно кушал в ресторанах всего за несколько сотен евро» все платят серьезные суммы за проезд по платным дорогам. Общественность Воронежа тогда остро отреагировала на эти слова: в отличие от чиновника, мы не можем позволить себе слетать в Европу пообедать - у нас не такие зарплаты. В регионе прошли акции протеста против тарифов на проезд по платным участкам.
Идея взимать самую разную оплату за проезд по улицам городов приведет к тому, что дороги станут вотчиной богатых. Такой закон «избавит дороги» от пенсионеров и людей со скромным достатком, что является прямым нарушением свободы передвижения, закрепленном в Конституции.
Еще один аргумент продвигающих такой закон – «города задыхаются в пробках».
Региональное отделение неоднократно выступало по этой проблеме. Похоже, власти не в состоянии спроектировать улицы с учетом растущей потребности, если нашли единственный «выход» - ограничить движение машин.
Но и в этом случае нужно обратиться не к опыту богатой Европы, а к другим вариантам. Например, в Юго-Восточной Азии есть разные типы ограничения въезда. Например, автомобили не пускают в центр города, если в них только один водитель, без пассажиров. Едешь один – пользуйся общественным транспортом. Есть вариант, когда машинам разрешают въезжать в центр в соответствии с последней цифрой номера – например, четные имеют доступ в первую половину недели и так далее.
То же, что написано в текущем законопроекте – это развязывание рук местным чиновникам с одновременным вводом имущественного ценза на передвижение в собственных городах и райцентрах.
Воронежское региональное отделение партии «Родина» категорически против такого закона – это дальнейшее ухудшение жизни людей с новыми поборами с и так беднеющего народа. Развивать дороги с помощью инвестора можно и нужно. Там, где большая интенсивность движения, это экономически целесообразно, инвесторы уже есть – дополнительный закон не нужен. А там, где инвестор не видит сейчас целесообразности строительства и эксплуатации платных участков, дороги должны строиться исключительно государством и быть бесплатными. Считаем, что заставлять платить автолюбителей за проезд абсолютно по всем дорогам по прихоти местных чиновников – это перекладывание содержания дорог на плечи простых граждан.