19 ноября в Москве состоялось первое заседание "Клуба конкурентов". "Клуб конкурентов" - это экспериментальная площадка для тех, кто считает здоровую конкуренцию основным законом политической жизни страны. С момента политической реформы и упрощения правил регистрации и допуска к выборам партий прошло три электоральных цикла. Партия "РОДИНА" предлагает сделать выводы, подготовить ряд рекомендаций и определить расклад сил в преддверии масштабной избирательной кампании в 2016 году.
В работе дискуссионного клуба приняли участие представители более десятка парламентских и непарламентских партий - ЛДПР, Партии дела, "Коммунистов России", Партии мира и единства, "Правого дела", "Альянса зеленых и социал- демократов" и других. А также эксперты, политологи, юристы в области избирательного права и представители общественных организаций.
Открыл Клуб конкурентов председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлёв.
Лидер "РОДИНЫ" пояснил собравшимся, что клуб "является политической лабораторией, где надлежит испытать формы и конструкции, которые приведут к победе на выборах".
Журавлёв отметил, что в России зарегистрировано "более семидесяти пяти политических партий", но шансы оказаться в Госдуме, "понятное дело, есть не у всех".
"Олимпийский принцип, где сказано, что главное не победа, а участие, в данном случае для нас неприемлем", - подчеркнул политик.
Далее модератор дискуссии – член Бюро, идеолог партии "РОДИНА" Фёдор Бирюков – предоставил слово для доклада советнику председателя партии, политтехнологу Владимиру Кудашову.
Владимир Кудашов осветил в своём докладе технологические особенности политической конкуренции. Рассказал о тех изменениях, которые произошли в избирательном законодательстве с 2012 года, когда "новая" "РОДИНА" снова пришла на политическую арену и с чем ей пришлось столкнуться во время избирательных кампаний на протяжении последних трёх лет.
Кудашов привёл цифры, наглядно показывающие, какого результата может добиться партия при последовательной системной работе.
Затем слово взял представитель ЛДПР – заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко.
Диденко отметил, что у ЛДПР во время соперничества с "РОДИНОЙ" на выборах в регионах никогда не было конфликтов, а шла честная конкурентная борьба, "в отличие от некоторых других партий".
Диденко рассказал об изменениях в выборном законодательстве, об особенностях грядущей кампании 2016 года, некоторые из которых, по его словам, могут положительно повлиять на результаты непарламентских и малых партий.
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев в своём выступлении отметил, что ситуация в стране устойчивая, а лидер государства имеет огромную поддержку населения. При этом на поле патриотизма сейчас большая конкуренция, вследствие чего разница между рядом партий просто стёрлась. Исаев считает, что успеха на выборах может добиться та партия, что в своей предвыборной работе будет плотно заниматься вопросами экономики и рекомендовал "РОДИНЕ" заняться выработкой своей экономической стратегии.
По мнению члена Общественной палаты Российской Федерации Георгия Фёдорова, из четырёх парламентских партий, на настоящий момент есть один реальный кандидат на вылет – это "Справедливая Россия". И "РОДИНА" может, по словам Фёдорова, этому поспособствовать. "Сейчас все партии занимают позиции патриотизма, - подчеркнул Фёдоров. – Значит, нужно идти в "социалку", а также в другие сферы, где мало работают прочие партии".
Президент Антиглобалисткого движения России Александр Ионов рассказал о том, как ведутся предвыборные кампании в других странах, об их особенностях.
Максим Калашников - писатель-футуролог и публицист, член Федерального совета "Партии дела", считает, что на выборах 2015 года целый ряд партий "столкнулся не с электоральным инжинирингом, а с самым настоящим уголовным беспределом". По мнению Калашникова, в оздоровлении политической ситуации "не стоит рассчитывать на парламентские партии".
Президент Коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко подчеркнул, что современные российские политические партии практически схожи по своему отношению к внешней политике государства, почти все они разделяют идеи патриотизма. По его словам, малым партиям не хватает конкретного понимания своего целевого электората. "Я не услышал, а кто собственно элитная база этого альтернативного проекта? Малый и средний бизнес - он сегодня умирает, его объём невелик. Люди просто самозанятые - да, это ниша, но надо понять, а как себя ей продать", - сказал он.
Легендарный политик 80-90-х – Сажи Умалатова – в своих словах выразила скепсис в выборах в том виде, как они в настоящее время существуют: "Порога явки нет, получается, что члены избирательной комиссии могут сами проголосовать, а избиратель вообще может не приходить. По сути, получается так". Умалатова отметила, что внутрення политика в России переживает не лучшие времена, и четыре парламентские партии сплелись в свой клубок, и защищают свои интересы, а не интересы избирателя. При этом Сажи Умалатова выразила готовность сотрудничать с партией "РОДИНА", которая, по её словам, занимает правильную позицию по многим вопросам, и посоветовала обратить большее внимание на "социалку".
По итогам первого заседания Клуба конкурентов его участники подписали Резолюцию:
Мы, представители российских политических партий, действуя на основании Конституции РФ и руководствуясь принципами поддержания политической стабильности и развития политической культуры гражданского общества в России, заявляем:
1. Общая цель для всех нас – развитие парламентаризма в России, которое должно обеспечиваться едиными и прозрачными стандартами регистрации кандидатов, ведения избирательных кампаний, процедур подсчета голосов и обнародования результатов голосования.
2. Граждане России в рамках предвыборных кампаний должны получить полную и исчерпывающую информацию о кандидатах и избирательных объединениях, участвующих в выборах, ходе голосования и его результатах на основании действующего избирательного законодательства.
3. Во избежание делегитимации в общественном сознании результатов народного волеизъявления на выборах в муниципальные, региональные и федеральные органы власти в Единый День голосования 2016 года мы готовы вести избирательные кампании открыто, прозрачно и руководствоваться в своей политической и агитационной деятельности исключительно нормами российского законодательства.
В связи с тем, что практика избирательных кампаний, состоявшихся накануне Единого Дня голосования 2015 года, показывает, что на местном и региональном уровнях участились случаи снятия с предвыборной гонки кандидатов и избирательных объединений на основании весьма вольного толкования отдельных положений избирательного законодательства, мы обращаемся в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации со следующими предложениями:
1. Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой (ФМС) Российской Федерации разработать, разослать по регионам и выложить в открытый доступ четкую процедуру проверки собранных подписей. Ситуация, при которой любой политически активный избиратель, отдавший свой голос за ту или иную политическую силу, рискует обнаружить, что его персональных данных «нет в базе ФМС», недопустима и ведет не только к снижению доверия к институту выборов, но и к государственным институтам в целом.
2. Разработать, разослать по регионам и выложить в открытый доступ унифицированный стандарт оформления всех необходимых документов на выборы любого уровня, включающий в себя примеры заполнения регистрационных документов, отчетных финансовых документов и т.д. для исключения возможности неоднозначной трактовки таких документов в комиссиях регионального и местного уровней.
3. Разработать, разослать по регионам и выложить в открытый доступ официальные рекомендации ЦИК РФ по обеспечению прозрачности процедуры голосования, прежде всего, для наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса с целью минимизации конфликтных ситуаций в участковых избирательных комиссиях в Единый День голосования.
Мы надеемся, что подобные рекомендации, разработанные ЦИК РФ накануне Единого Дня Голосования 2016 года, помогут провести избирательные кампании открыто и прозрачно, а результаты выборов в целом можно будет считать признанными, легитимными и не подлежащими сомнению среди подавляющего большинства российских избирателей и зарубежных наблюдателей.