"На прошлой неделе наша команда вместе с заместителем министра иностранных дел г-жой Зеркаль провела много официальных встреч в США… На встречах в Государственном департаменте и Министерстве энергетики США говорилось, в частности, о том, как обеспечить для Украины надежную возможность покупать LNG (сжиженный природный газ (СПГ), англ. Liquified Natural Gas. – Авт.) по конкурентной цене", – написал 8 мая в Facebook председатель правления Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.
Казалось бы, где Штаты и где Украина? Везти газ нужно будет долго и далеко, да и где его разгружать? Не в Одессе же.
На самом деле, мы наблюдаем очередной раунд игры, начатой уже достаточно давно.
23 февраля 2017 года оператор газопровода (ГТС) Польши компания Gaz-System S.A. сообщила о том, что приступает к строительству газопровода "Германовице – Страхоцина", призванного соединить газотранспортные системы (ГТС) Польши и Украины. Стоимость строительства 72-километрового газопровода (как уточнялось на сайте компании, "объем инвестиций, помимо строительства самого газопровода, также включает расширение узла Германовице с проектированием и строительством филиала в направлении Украины и строительством пяти линейных запорных и сливных блоков") была тогда определена в 288 млн. польских злотых, или 72 млн. долл., датой завершения проекта был назван 2019 год.
Непосредственным подрядчиком по строительству стало подразделение польской нефтегазовой компании Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) – PGNiG Technologie S.A. (запомним этот момент).
Строительство велось ударными темпами. 19 октября 2017 года на встрече с украинскими партнерами заместитель председателя правления Gaz-System S.A. Артур Завартко сообщил: "Нам остается достроить 1,5 км газопровода и газоизмерительную станцию. Мы готовы это быстро сделать, если украинские коллеги это также сделают".
На фоне этого PGNiG подписала оператора ГТС Украины "Укртрангаз" два соглашения: первое от 18 октября 2017 года давало возможность использовать ГТС Украины, второе от 30 октября 2017 года – подземные хранилища газа на Украине. Но это еще не все.
8 августа 2017 года "Нафтогаз Украины" сообщил, что единодушным решением членов Наблюдательного совета компании президентом "Укртрангаза" (100% акций которого принадлежат "Нафтогазу") избран гражданин Польши Юзеф Станчак: "Павел Юзеф Станчак более 25 лет работает в области транспортировки, распределения и хранения газа. В 2003 – 2004 годах в польской PGNiG отвечал за отделение функции оператора газотранспортной системы и создании независимого оператора ГТС Польши Gaz-System S.A. В течение последних пяти лет Павел Станчак работал в компании PGNiG Technologie S.A.".
То есть поляки навязали еще и руководителем оператора украинской ГТС своего кадрового сотрудника! Правда, СБУ отказалась согласовать это решение, так как пост президента "Укртрансгаза" давал доступ к информации, составляющей государственную тайну, и в итоге был найден компромисс – 21 февраля 2018 года Станчак вступил в должность вице-президента «Укртрансгаза».
Между тем, за 2017 год экспорт газа из Польши в Украину вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом, составив 700 млн. кубометров.
Ну, и причем тут американцы, скажете вы? А вот причем. "Мы располагаем богатым предложением газа: наш товар поставляется из различных импортных источников и местного производства в Польше. 12% от общего объема импорта в первых трех кварталах 2017 года мы получили через СПГ-терминал в Свиноуйсьце (юго-западное побережье Балтийского моря), в основном из Катара, Норвегии и США", – сообщил 10 января 2018 года вице-президент Мацей Возняк.
При том, что в 2017 году поставки американского СПГ в Польшу только начались. Первый танкер из Штатов (Clean Ocean), прибыл в Свиноуйсьце 8 июня 2017 года, в связи с чем Государственный департамент США даже специально поздравил Варшаву (что показывает, какое значение придается в Вашингтоне продаже своего природного газа в Европу, в том числе Восточную).
29 августа 2017 года стало известно, что PGNiG зарезервировала дополнительные 35% мощностей терминала сжиженного природного газа имени президента Леха Качиньского в Свиноуйсьце, чтобы использовать инфраструктуру регазификации (перевода газа из сжиженного состояния в газообразное) в порту на Балтике на все 100%.
22 ноября 2017 года PGNiG сообщила о подписании 5-летнего контракта с американской Centrica LNG Company Limited: "Контракт, подписанный с Centrica… начнет действовать в 2018 году. В течение срока действия контракта будет доставлено до 9 танкеров на терминал СПГ президента Леха Качиньского в Свиноуйсьце, где PGNiG недавно забронировала дополнительные мощности для регазификации. Основным источником СПГ, поставляемым по этому контракту, будет североамериканский терминал по сжижению природного газа, расположенный в Сабин Пасс, Луизиана". Объем поставок тут не назван, но по следующим можно понять, что 2 млн. тонн СПГ потребуют 25 танкеров, то есть 9 танкеров – примерно 700 тыс. тонн.
26 июня 2018 года PGNiG подписала два новых контракта с действующими в Луизиане поставщиками СПГ – Venture Global LNG и Port Arthur LNG, каждый из которых предполагает поставку 2 млн. тонн сжиженного газа (после регазификации это составит 2,7 млрд. кубометров газа) в год. Поставки начнутся с газовых терминалов, которые будут построены в 2022 – 2023 годах.
Причем 17 октября 2018 года контракт PGNiG и Venture Global LNG с указанными выше объемами был подтвержден поляками на 20 лет вперед. Благодаря этому поляки смогли выбить у американцев большие скидки. "На 20 с чем-то процентов дешевле. Почти на 30% дешевле, чем российский газ", – заявил 17 октября 2017 года президент PGNiG Петр Возняк РИА Новости, добавив: "Я понимаю, что вы удивлены, но такой мы делаем бизнес".
Вполне возможно, что скидки полякам будут каким-то образом компенсированы Вашингтоном американским компаниям за счет налоговых льгот и т.д.
Так что, фактически образуется следующая цепочка поставок: танкеры с американским сжиженным газом идут из Мексиканского залива через Атлантический океан в Балтийское море и здесь разгружаются в польском порту Свиноуйсьце, где их груз проходит регазификацию, а затем через польскую ГТС поставляется через недавно построенный интерконнектор (соединитель) на Украину. И по цене, как заявляют поляки, очень конкурентной с российским газом.
Заработает этот конвейер в полную силу уже через несколько лет. Попутно настоящий хозяин схемы уже проявляет себя и на Украине. "Во время и политических, и деловых встреч мы увидели большую заинтересованность в реформе украинского рынка газа и процессе отделения независимого оператора ГТС Украины на основе модели с передачей ему ГТС в концессию", – сообщил 8 мая глава «Нафтогаза Украины».
Владимир Лактюшин (руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ", молодежного крыла партии "РОДИНА") — специально для VERUM.TODAY