В ходе своего недавнего визита в Москву президент Турции Раджеп Эрдоган подтвердил намерение Анкары приобрести новейшие российские системы ПВО С-400, которое высказывалось турецкой стороной и ранее.
Военный эксперт, председатель Совета партии "РОДИНА" по национальной обороне Игорь Коротченко в интервью Накануне.RU отметил, что в современном мире любая страна, чтобы чувствовать себя в безопасности, должна иметь надежную систему ПВО – ПРО для того, чтобы страховаться от неопределенного количества рисков и угроз, которые несет современная война, которая может возникнуть внезапно, скоротечно и основными средствами которой со стороны технологически развитых государств является именно воздушные и, в перспективе, космические удары. Поэтому у Турции, очевидно, есть необходимость иметь системы воздушно-космической обороны.
Фактически на рынке есть два предложения в области дальнобойных систем ПВО – российские и американские. У России это две системы – одна С-400, вторая С-300 последней модификации, которая в экспортном варианте имеет наименование "Антей-2500". Либо это американские предложения, среди которых есть комплексы THAAD или "Пэтриот" PAC-3. Справедливости ради нужно сказать, что есть еще Китай, который клонировал российскую систему С-300 образца начала 90-х гг. В китайском варианте она известна под наименованием FD-2000, но ее характеристики соответствуют, как уже говорилось, российским начала 1990-х. Мы же предлагаем уже другие, продвинутые характеристики. Соответственно, Турция и выбирает между российским и американским предложениями.
"Что касается поставок российского оружия в страны НАТО, коей является и Турция, это не является уникальным или невозможным. В свое время С-300 были проданы Греции и были размещены на острове Крит. Кроме того, Греция покупала у нас и ЗРК ТОР. Поэтому проблема интеграции — это не вопрос. Ставится стойка запросчика госопознавания "свой – чужой", которая находится и монтируется под контролем страны-покупателя, а все остальное, 99,9% – это наша система. Никакой технической проблемы в интеграции нет", — считает он.
Турция не должна заниматься поддержкой военной промышленности США либо НАТО, а повышением собственной обороноспособности, убежден эксперт. Тем более что Анкара гораздо более самостоятельна в принятии тех или иных военно-политических решений, чем другие страны НАТО. Купив американские "Пэтриот", Турция может попасть в сложную ситуацию, так как известно, что ее отношения со Штатами не очень хорошие, в любой момент может включиться режим санкций и запрет на поставку запчастей, таким образом, Турция окажется "с котом в мешке". Поэтому Анкаре предстоит выбирать, что купить.
"В ходе консультаций Эрдогана с Путиным турецкая сторона обозначила свой интерес. А выльется ли он в конкретный контракт или нет – это уже события ближайшего будущего", — подчеркнул эксперт. Говоря о возможности экспортных поставок С-400, нельзя обойти вниманием и вопрос производственных возможностей российского ВПК. Ведь новейшие вооружения сначала поставляются для удовлетворения потребностей собственной армии и только потом на экспорт. Та же поставка в Китай состоялась позже намеченного срока, а контракт с Индией пока не заключен, и индийские СМИ высказывают беспокойство за дальнейшую судьбу сделки.
Но, как отмечает Игорь Коротченко, "сейчас работает завод в Нижнем Новгороде, названный в честь 70-летия Победы, на котором выпускаются различные системы, в том числе и С-400, как для вооруженных сил России, так и для зарубежных заказчиков. Поэтому открытие данного предприятия позволяет при необходимости заключать и выполнять контракты на поставку ЗРК. В Кирове уже в этом году открылось Кировское машиностроительное предприятие, которое будет производить все типы управляемых зенитных ракет к С-400 и другим системам. Поэтому в принципе существует возможность выполнять гособоронзаказ и работать на экспорт".
Решение о том, стоит ли вообще продавать Турции С-400, будет принимать Президент России. Любой оружейный контракт проходит согласование в целом ряде ведомств – это и Министерство обороны, и Служба внешней разведки, и ФСБ, а также Министерство иностранных дел, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Администрация президента.
"Каждая из структур будет готовить свой анализ и предложения для президента. Он возглавляет вертикаль военно-технического сотрудничества, и конечное решение будет за ним", — заключил Игорь Коротченко.