Военный эксперт, председатель Совета партии "РОДИНА" по национальной обороне Игорь Коротченко рассказал газете "Бизнес Online" о росте престижа Вооруженных сил Российской Федерации, о реализации ряда проектов, "благодаря которым Россия вернула себе статус сверхдержавы".
Предлагаем вашему вниманию полный текст интервью.
— В последнее время в информационном поле мы наблюдаем резкую смену отношения к российской армии. Создается впечатление, что все имевшиеся в предыдущие годы трудности преодолены, в силе наших вооруженных сил больше не сомневаемся ни мы сами, ни потенциальные противники. С чем связана такая смена настроений?
— Это не только смена настроений в обществе, но и, что самое важное, изменение реальной ситуации в российских вооруженных силах. Прежде всего это связано с усилением внимания государства к армии и флоту, проявившемуся в резком увеличении их финансирования. После войны с Грузией 2008 года был предпринят ряд крупных мер, связанных с перевооружением армии, с переходом на новую структуру управления войсками. В последние несколько лет было продемонстрировано качественное изменение наших армии и флота, которые сегодня вошли в число ведущих военных формирований мира. Российские вооруженные силы на практике демонстрируют возросшие возможности в ходе внезапных проверок боеготовности, в ходе проведения боевой операции в Сирии, в ходе проецирования силы российских вооруженных сил в различных регионах мира, где это необходимо для интересов России. Новое качество наших вооруженных сил сегодня признано всеми, в том числе и теми, кто явно не относится к числу друзей нашей страны.
— Именно военные действия в Южной Осетии и Грузии выявили какие-то тонкие места в организационной структуре, качестве вооружения и подготовке личного состава российской армии?
— Война 2008 года в Грузии показала, что очень многое в российской армии надо срочно менять, обновлять все: структуру вооруженных сил и арсенал оружия. И в последние несколько лет мы видим именно такое качественное обновление армии и флота. Это новое оружие, новый дух вооруженных сил и уважение в обществе к нашим армии и флоту, также резко возросшее в последнее время.
— Какие изменения были произведены в структуре вооруженных сил с учетом уроков «пятидневной войны» 2008 года?
— Были созданы объединенные стратегические командования, совершен переход на бригадную структуру войск, удалось добиться 100-процентной укомплектованности частей постоянной готовности личным составом и вооружением. Наконец, резко повысилась интенсивность боевой подготовки войск в ходе многочисленных, в том числе внеплановых, проверок состояния боеготовности. Также немаловажную роль сыграло то, что военнослужащие были наконец избавлены от выполнения непрофильных хозяйственных функций.
— Если говорить про качество управления вооруженными силами, то что изменилось в нем с 2008 года, когда во время операции в Южной Осетии в засаду угодила даже штабная колонна командующего 58-й армией?
— Давайте оставим 2008 год в прошлом. Сейчас мы говорим про нынешнее состояние российских вооруженных сил. С тех пор в военной системе управления ситуация радикально изменилась. Создан национальный центр управления обороной государства, в котором сосредоточены фактически все командные и штабные функции. Он действует в качестве единого центра анализа военной ситуации, принятия решений и доведения этих решений до войск. Также появилась новая система связи и боевого управления. Сформирована современная, высокоэффективная система передачи боевых приказов. Все это качественно изменило всю схему управления войсками и вооружениями. В целом уроки войны 2008 года полностью учтены, ни у кого не вызывает сомнения правильность проведенных с тех пор преобразований в российской армии.
— Вы также говорили о возросшем боевом духе наших вооруженных сил. В чем это проявилось и в чем были причины такого изменения морально-психологической ситуации в самой российской армии и в настроениях общества, связанных с обороноспособностью страны?
— Сегодня это проявляется прежде всего в том, насколько эффективно и в какой атмосфере общественной поддержки проводится контртеррористическая операция в Сирии. Если бы не российские ВКС (военно-космические силы. — Родина.ру), территория Сирии представляла бы собой то, во что превратилась сегодня Ливия — полный хаос, фактическое отсутствие центральной власти и распад страны на ряд территорий, контролируемых экстремистами. Наши вооруженные силы помогли сирийской армии такого сценария в Сирии не допустить, а также продемонстрировали возможность наших армии и флота эффективно действовать даже в таком географически удаленном театре боевых действий. Наконец, были продемонстрированы возможности современных российских вооружений, в том числе высокоточных.
— Значит, за возрождение армии, о котором сегодня столько говорится, отвечает исключительно удачный ход военной кампании в Сирии?
— Не только. В целом изменилось отношение общества к российской армии. Потому что, в том числе в ходе сирийской кампании, армия демонстрирует свои лучшие стороны. Люди видят эти изменения. Поэтому служба в армии сегодня почетна и престижна — как срочная, так и контрактная. Молодые люди готовы отдавать свой воинский долг, и армия предоставляет различные возможности для этого. Можно сказать, что российская армия вернула себе статус важнейшего государственного института и пользуется абсолютным доверием общества.
— На протяжении многих лет в нашем обществе горячо обсуждался вопрос о том, что службу в армии по призыву необходимо отменять...
— Вы знаете, в обществе в целом на самом деле эта тема в таком ключе не обсуждалась. Заявления о необходимости отмены призыва в основном раздавались со стороны либеральной общественности, у которой весьма смутные представления о принципах формирования вооруженных сил. Если же говорить по существу, то экономические возможности государства диктуют именно ту модель комплектования вооруженных сил, которая у нас сегодня существует. Это смешанный принцип комплектования — контрактный и одновременно служба по призыву. Такой принцип комплектования диктуется и геополитической ситуацией в мире. России по-прежнему необходима достаточно многочисленная армия.
— Противники службы по призыву говорят о том, что за два года, которые были раньше и тем более за год, который длится срочная служба сейчас, невозможно обучить профессионалов, способных совладать с современными системами вооружений…
— Еще раз повторю: об этом заявляют непрофессионалы.
— Какова ваша точка зрения на этот вопрос?
— Факты говорят сами за себя. Наша армия наглядно демонстрирует свои возможности всему миру, например, во время операции российских ВКС в Сирии, а также в ходе плановых и внеплановых проверок боеготовности, дальних походов кораблей военно-морского флота России, полетов стратегической авиации и т. д. Что касается возможности освоить современное оружие призывниками, то за год они в состоянии овладеть военной специальностью. Ума много не надо, чтобы за год освоить, например, специальность стрелка. Туда, где требуются технически сложные военные профессии, идут контрактники.
— Еще один важнейший аспект ситуации в вооруженных силах — это масштабы и темпы перевооружения. Как проходит это перевооружение?
— Параметры перевооружения российских армии и флота таковы, что к 2020 году 70 процентов оружия будет новым. При этом в стратегических ядерных силах произойдет 100-процентное обновление систем вооружения. Этому в том числе способствует усиление контроля за ходом выполнения гособоронзаказа, введение в 2014 году единого дня приемки военной продукции.
— То, что произошло 10-процентное сокращение расходов бюджета на этот год по статье «Национальная оборона», может негативно сказаться на темпах выполнения гособоронзаказа и, соответственно, темпах и сроках перевооружения?
— Подчеркну, что государственная программа вооружений финансируется в прежнем объеме. Секвестр бюджета не затронул финансирование гособоронзаказа.
— Руководители ряда предприятий ВПК выражают озабоченность тем, что сокращение оборонных расходов примерно на 100 миллиардов рублей на этот год может привести к урезанию бюджетного финансирования гособоронзаказа...
— Я даю исчерпывающие ответы. Но могу еще раз повторить: секвестр бюджета не затронул государственный оборонный заказ. Отдельные проблемы с выполнением тех или иных программ разработки и создания новых систем вооружения могут быть связаны с другими, не имеющими отношения к бюджету, обстоятельствами. Несмотря на секвестр, не будут также урезаны расходы государства на боевую подготовку войск и выплату денежного довольствия военнослужащим. Сокращены будут лишь те расходы Министерства обороны, которые не являются критически важными для обеспечения обороноспособности страны.
— Какова роль нынешнего министра обороны Сергея Шойгу в тех существенных изменениях, которые претерпели наши вооруженные силы за несколько последних лет?
— Сергей Шойгу сыграл колоссальную роль в том, чтобы вернуть авторитет вооруженных сил, вернуть традиции, укрепить боевой дух армии и сделать уверенным ее движение вперед. Мы можем сказать, что в наблюдаемом сегодня серьезнейшем изменении положения наших вооруженных сил, в том числе и на международной арене, исключительна роль двух людей — во-первых, Владимира Путина как верховного главнокомандующего и, во-вторых, Сергея Шойгу. Этим двум людям и, разумеется, также офицерам, генералам, личному составу мы обязаны тем, что имеем сегодня такие блестящие вооруженные силы.
— Доказала ли операция в Сирии, что российская армия по уровню своей боевой эффективности не ниже американской, с которой мы привыкли сравнивать наши вооруженные силы?
— Российская армия решает свои задачи. У нас они гораздо скромнее, чем у американцев. Нам не нужно глобальное мировое доминирование. Но там, где действительно необходимо защитить наши национальные интересы, российская армия показала себя блестяще. Речь идет о военной операции в Сирии. Успехи наших вооруженных сил там признаны даже Пентагоном и западными аналитиками в области разведки. Они не ожидали, что у нас есть такие возможности, такие кадры, такая система управления войсками, такая твердая политическая и военная воля. Сегодня в связи с несомненными успехами российских ВКС в Сирии происходит осмысление новых реалий на мировой арене. Благодаря армии Россия вернула себя в разряд сверхдержав.