Правительство РФ постановило запретить организацию детских секций и кружков в подвальных помещениях и цокольных этажах зданий. Запрет коснется развлекательных центров, залов для проведения мероприятий и праздников, а также детских спортивных залов.
Запрет вступит в силу с 2021 года. Его устанавливают правила противопожарного режима, согласно которым дети должны могут заниматься только в безопасных помещениях с возможностью эвакуации при пожаре.
Кабмин не уточнил, сколько залов закроется в связи с реформой. Официально в регионе работает около 350 спортивных клубов, фитнес-залов и школ, треть из которых располагается в подвалах жилых зданий.
Мы поговорили с именитыми южноуральскими спортсменами и общественниками, а также узнали их мнение о новой инициативе.
Хаял Джаниев, российский боец кикбоксинга и муай-тай, многократный чемпион мира
В 2008-2009 годах я сам тренировался в подвальном помещении. Денег заниматься в других местах у моей семьи не было. Многие из тех, с кем я начинал свой спортивный путь, все еще тренируются в таких условиях.
Честно говоря, для меня этот запрет стал неприятной новостью. Несмотря на то, что чиновники обосновывают запрет пожарной безопасностью, порой, такие помещения более надежны, чем огромные ТРК и фитнес-клубы.
Даже сейчас далеко не каждый может себе позволить снимать дорогие помещения для тренировок, поэтому люди ищут любые места, где они бы могли заниматься спортом. И лучше молодежь будет заниматься в полуподвальных залах, чем будет предоставлена сама себе на улицах региона.
Артём Мизецкий, мастер спорта международного класса по жиму лежа, чемпион мира и России
Я вырос в маленьком городе, в котором было только два спортзала и оба – в подвале жилого дома. Подвальный тренажерный зал – отличная альтернатива дорогим спортплощадкам. Не каждый родитель способен заплатить за абонемент ребенку. Более того, не каждый фитнес-клуб готов предоставить нужное оборудование.
Запрещать заниматься в таких местах – нецелесообразно, потому что большое количество молодежи от 10 до 17 лет подвержено негативному влиянию улиц.
В таких залах и сейчас остается много хороших тренеров – ветеранов спорта, через которых прошло не одно поколение чемпионов. Они дают отличную базу для начинающих спортсменов. И после закрытия таких спортзалов на улицах окажутся не только дети, но и такие вот взрослые. А «улица» никогда до добра не доводила.
Владислав Пидуков, эксперт Общественной палаты Челябинской области, общественный представитель АСИ по Челябинской области
В детстве занимался силовым атлетизмом в подвале сельской школе, других мест там больше не было. Будучи студентом УРАЛГУФК, занимался лёгкой атлетикой в манеже, а силовая подготовка зачастую проходила в цокольных помещениях, оборудованных под мини-тренажёрный зал.
Большинство спортивных организаций (федерации, спортклубы по месту жительству и др.), НКО или самозанятые тренеры, оказывающие физкультурно-спортивные услуги, работают именно в полуподвальных помещениях. А эти помещения обычно располагаются в домах старой постройки. И таких много! Запрет проведения занятий с детьми может вылиться в ещё одну проблему и усилить социальное напряжение в обществе.
Часть тренеров может лишиться единственного способа проводить занятия по месту жительству, соответственно, могут потерять возможность зарабатывать и даже лишиться работы. Часть детей, лишившись любого спортивного досуга, не смогут продолжать заниматься спортом по месту жительству. А это дополнительный удар по семейному бюджету. И смогут ли родители, в этом случае, обеспечить участие своих детей в тренировочном процессе, да еще с такими дополнительными издержками?
Мне кажется, до введения подобных ограничений необходимо провести ревизию эксплуатируемых помещений, на которые вводятся эти правила, а также улучшить регулятивную систему: контроль со стороны надзорных органов, внедрение системы штрафов за нарушение требований и общественный контроль.
На региональном уровне стоит рассмотреть механизм субсидирования затрат СМП и НКО, работающих в сфере оказания физкультурно-спортивных услуг, разработать льготную систему арендной платы на муниципальном и региональном уровнях.