Президент России Владимир Путин в среду, 15 ноября, впервые провел личные телефонные переговоры с главами Донецкой и Луганской народных республик Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Сообщается, что обсуждалась инициатива лидера общественного движения "Украинский выбор — право народа" Виктора Медведчука по обмену пленными между Украиной и республиками Донбасса.
По мнению члена Бюро партии "РОДИНА", директора Института свободы Федора Бирюкова, телефонный разговор Президента России с лидерами донбасских республик стал важным этапом в процессе умиротворения страстей между Киевом, Донецком и Луганском.
— О практических результатах этого говорить еще рано. Но в плане медийно-политической поддержки результат налицо. Лидеры ЛДНР де-факто признаны Кремлем в качестве официальных сторон процесса, с которыми Москва разговаривает совершенно на равных. Кроме того, выражена очевидная поддержка Виктору Медведчуку и его движению "Украинский выбор — право народа". Весьма вероятно, что именно эта сила и этот политик станут официальными партнерами Москвы на площадке российско-украинских отношений. Таким образом, Владимир Путин продемонстрировал свои приоритеты в плане разрешения затянувшихся конфликтов между Украиной и Донбассом, а также Украиной и Россией вполне определенно.
Остается надеяться, что новый формат игры на умиротворение Киева принесет свои положительные результаты, в отличие от фактически провалившегося минского формата. Но минские договоренности останутся своего рода знаменем этого процесса, поскольку других символов пока не появилось.
— Возможно это еще и сигнал официальному Киеву?
— Акцент Кремля на поддержке инициативы Медведчука показывает официальному Киеву, что он исчерпал чашу терпения Москвы и перестал быть даже номинальным "партнером" по переговорам. Но российская сторона, разумеется, будет действовать по-прежнему в консервативном ключе, стараясь не обострять ситуацию и использовать любые возможности для достижения желаемых результатов. Думаю, теперь появятся новые векторы, процесс станет структурно сложнее, что должно привести к повышению его эффективности.