Число россиян, поддерживающих независимость Донбасса, сократилось до 29%. Такие данные приводит содержатся в итогах исследования "Левада-центра". Сообщается, что число сторонников независимости народных республик сократилась с 37% в марте 2017 года.
Кроме того, что 27% россиян выступают за присоединение Донбасса к России. В 2017-м таковых было 21%.
— Здесь как в известной дилемме: стакан наполовину полон или наполовину пуст? — отмечает в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Одни СМИ делают акцент на сокращении числа убежденных "продонбаcсовцев", другие обращают внимание на достаточно стабильный в целом уровень поддержки гражданами России самого факта существования народных республик Донбасса.
Важны основные моменты: российское общество вполне спокойно и осознанно считает, что справедливость — на стороне Донецка и Луганска, на стороне России и Русского мира, а Киев с момента евромайдана занимает откровенно преступную и агрессивную позицию. Большинство наших сограждан ощущают себя морально сопричастными к этому конфликту, "болеют» " за наших, за русских, то есть за Донбасс. Это совершенно естественно, ведь там живут наши соотечественники, у многих там родственники, мы по всем параметрам — один народ, разделенный и оболганный.
При этом россияне отнюдь не зациклены на теме противостояния Киева с донбасскими республиками, а ура-патриотические настроения, типичные для русской весны-2014, уже порядком рассеялись. Нас больше волнуют внутренние — социальные, экономические и политические — проблемы, как бы ни старались центральные телеканалы в России доказать обратное. Поэтому вопрос территориальной принадлежности и степени суверенитета Донбасса для россиян отошел на второй план, он является фоновым в этой ситуации. Гораздо важнее, полагают наши сограждане, сам принцип непокоренности Донбасса Киеву и фактор политической поддержки республик со стороны Москвы.
Кроме того, вся общественно-политическая ситуация на Украине вызывает у нас скепсис, мы понимаем, что эта заваруха — уже надолго. И мало у кого остались объективные причины ожидать быстрого решения этой геополитической проблемы. Важен и тот факт, что реально решить украинский вопрос цивилизованными методами можно только путем переговоров между властями России и США, а до этого тоже еще очень и очень далеко. Так что россияне выражают в целом по этому поводу достаточно сдержанный оптимизм, считая, что "стакан наполовину полон". А уже в процентном отношении доля оптимистов и пессимистов может меняться время от времени, в зависимости от массы конкретных обстоятельств. Например, мы видим наличие явных "двойных стандартов" в отношении жителей ДНР и ЛНР, а также граждан Украины, оппозиционных киевским властям, со стороны российских чиновников. С одной стороны, выдают паспорта РФ. Но с другой — выдают Киеву политических диссидентов, которых там ожидают серьезные тюремные сроки (как в случае с Ириной Воронцовой и другими), или фабрикуют дела против российских добровольцев, воевавших за республики Донбасса. Такая двойственность ситуации не может воодушевлять наше общество, которое все больше рассматривает положение дел с изрядной и здоровой долей цинизма. "Поживем — увидим", — говорит сегодня русский народ, не питая завышенных ожиданий, не обольщаясь, чтобы потом не переживать снова крушение иллюзий.